Выход и закрепление сельджуков на Черном море в 1214 г., после отвоевания г. Синоп у Трапезундской империи, стали определенной вехой в развитии этого региона. Интерес Иконийского султана к северному побережью, прежде всего к Крыму, отразился как в захвате Судака (1221-22 гг.) и организации там своей колонии, так и в сильном воздействии на экономическую жизнь Херсона в течение 1215-1239 гг. С началом монгольских завоеваний связь между севером и югом Черноморья ослабла, но по мере стабилизации новых политических реалий она вспыхнула и расцвела с новой силой. К сожалению, в современной исторической литературе тема сельджукско-крымских отношений исследована недостаточно многосторонне, а нумизматические связи рассматривались только дважды. Подготовленные нами несколько статей призваны осветить целый ряд источников по этим вопросам. И начнем мы с представления одного типа фельсов.
***************
В нумизматических материалах из Старого Крыма и его округи встречаются пулы несколько необычного для крымской джучидской чеканки оформления. По причине того, что в Крыму известно значительное количество монет, чеканенных в городах как Иконийского султаната, так и различных бейликов, образовавшихся на его территории, эти фельсы считали иностранными монетами, и внимания исследователей они к себе не привлекали.
Рис. 1
Ав.- двустрочная легенда ﻟﻟﺴﻠﻁﺎﻦ / ﻻﻋﻅﻢ с 6(5)-лучевой звездочкой между строками.
Рев.- в середине, в линейном ободке, 6(5)-лепестковый цветок, вокруг легенда ﺍﻟﺪﯾﻥ ﻭ ﺍﻟﺪﻨﯾﺎ ﻏﻴﺎﺚ
Вес большинства доступных для взвешивания монет находится в пределах 1,21 – 1,57 гр.
Рис.2.
Ав.- аналогичное оформление с типом Рис.1. Но вместо звездочки помещен кружек.
Рев.- в линейном ободке двухстрочная легенда ﺍﻟﺪ \ ﯾﻥ ﻭ ﺍﻟﺪ\ ﻨﯾﺎ ﻏﻴﺎﺚ.
Ко времени написания статьи мне известно 8 экземпляров этого типа. Поэтому предположение о его крымском происхождении может быть дискуссионным. Следующие ниже материалы публикации будут касаться преимущественно Типа 1.
Собранная мной статистика находок подобных монет в Крыму, более 50 экземпляров, позволяет считать их местной эмиссией и искать Гияс ад-Дина среди правителей Крыма. Известный контекст находок, в том числе и археологический, датируют их последней четвертью XIII в. Внешние данные – многовариантность штемпелей, редукция легенд, падение веса,- свидетельствуют, что чеканка 1-го типа не была случайным эпизодом и продолжалась достаточно длительное время. Дискуссионным может быть отсутствие названия монетного двора на этом типе. Но этот элемент не был обязателен в формуляре легенды фельсов и редко встречается на медных монетах малоазийской чеканки. Особенно это касается позднесельджукских и бейликских фельсов. Статистика находок этих пулов и наблюдения за изменением их фактуры свидетельствуют в пользу их крымского происхождения.
Из исторических источников (например, из хроники Ибн Биби) нам известен только один Гийас ад-Дин, имевший отношение к Крыму, – султан из династии Сельджуков Рума Гийас ад-Дин Мас’уд II б. Кейкавус. Он был сыном султана Изз ад-Дина Кейкавуса II, правившего, изначально, в западных уделах Иконийского султаната. После входа в Константинополь c Михаилом VIII Палеологом в 1261 г., семья султана была заключена в крепость и была освобождена только в результате похода армии Джучида Берке в 1265 г. В земельное владение-«икта» сельджукидам были отданы Солхат (совр. Ст. Крым) и Судак. Выбор этих городов и прилегающих к ним земель был обусловлен владениями турков в Крыму до монгольских завоеваний. На возможность такого «восстановления прав» повлияли и следующие факторы:
· родственные связи с Берке;
· султанский род;
· несопротивление монголам джучидской линии в эпоху завоеваний;
· наличие в Крыму уделов, принадлежавших сельджукидам.
Все это позволяет считать чрезвычайно высоким положение Изз ад-Дина Кейкавуса и его семьи в местной иерархии. Не последнюю роль играло противостояние между Джучидами и Хулагуидами. В зависимости от персидских ханов и были султаны Коньи. То есть своими действиями (освобождение султанской семьи из христианского плена; взятие их под свое покровительство; наделение землями) Берке приобретал вассалов, владевших территориями, на которые распространялась власть ильхана Абаги и других. Состояние источников, к сожалению, не позволяет более детально проследить историю пребывания султанской семьи в Крымском Улусе.
Согласно Ибн Биби, после 18 лет правления Изз ад-Дина Кейкавуса «…султан Гияс ад-Дин Мас’уд на Солхатском берегу сел на трон на место отца». То есть титул и легитимность были соблюдены. Наличие именной чеканки в Крыму не является противоречащим фактором в отношениях монгольских сюзеренов и подвластных им правителей. Среди монет, чеканенных в сельджукских городах Малой Азии, встречаются дирхемы и фельсы как с именем правителя-ильхана, так и с именем сельджукского султана. Двуименные монеты этого периода нам не известны. То есть помещение имени сюзерена на денежных знаках не было обязательным условием вассальных отношений в этот период.
Нам известно еще несколько типов сельджукских монет, найденных в Старом Крыму и имеющих близкое оформление к аверсу и/или реверсу описываемых пулов. Некоторые из них имеют имя Гияс ад-Дина. Эти фельсы известны в единичных экземплярах и для предположения о месте их эмиссии у нас пока нет данных.
Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении нумизматические и исторические данные позволяют отнести пулы с РИС. 1 к чеканке Гияс ад-Дин Мас’уда II в эпоху его пребывания в Крымском улусе в начале 1280-х гг. Монеты его отца этого двора-эмитента нам не известны. Но исходя из исторической реконструкции джучидо-сельджукских отношений в Крымском Улусе, мы можем ожидать открытия его именных фельсов местной чеканки (Крыма и Судака).