А мне кажется дело в другом - вопрос технологии - мне часто попадаются не одноштемпельные монеты, но по очертаниям один в один. Только пока не пойму до конца. Мне видится, когда плющили заготовку был какой-то шаблон-ограничитель.
Андрей. Хорошее наблюдение! Многие пулы Крыма имеют ярко выраженную, угловатую форму. Которую не объяснишь простой проковкой начальной заготовки !
Личное! наблюдение. Чем больше площадь штемпеля и сильнее удар по нагретой заготовке, тем разнообразнее формы которые эта заготовка приобретает. Но углы всё рвно есть, становятся закруглёнными в тех местах, где заготовка полностью накрывается штемпелем. То есть, если штемпель достаточно глубокий м углы упираются в заглублённый контур изображения. Так что пока нет явного повода говорить о другой технологии. А примеров просто расплющенных заготовок, серебра и меди, уже великое множество.
Личное! наблюдение. Чем больше площадь штемпеля и сильнее удар по нагретой заготовке, тем разнообразнее формы которые эта заготовка приобретает. Но углы всё рвно есть, становятся закруглёнными в тех местах, где заготовка полностью накрывается штемпелем. То есть, если штемпель достаточно глубокий м углы упираются в заглублённый контур изображения. Так что пока нет явного повода говорить о другой технологии. А примеров просто расплющенных заготовок, серебра и меди, уже великое множество.
Евгений, большое Спасибо! А есть ли где-нибудь, вообще, описание технологии чекана подобных монет? А то мы о многом рассуждаем лишь интуитивно, зачастую не понимая нюансов и тонкостей. Одна ли технология в чекане меди и серебра? Как предварительно готовили заговку? Как добивались точности при чекане серебряных монет? И многое другое.
Есть одна небольшая, первый подход к теме. После ничего подробнее не написали, либо дублируется информация, либо дополняются мелкие, не принципиальные, вопросы. Стенников Г. Ю. К вопросу о технике чеканки монет в Золотой Орде. стр. 274 в "Советская археология. № 1, 1990 г."
Есть одна небольшая, первый подход к теме. После ничего подробнее не написали, либо дублируется информация, либо дополняются мелкие, не принципиальные, вопросы. Стенников Г. Ю. К вопросу о технике чеканки монет в Золотой Орде. стр. 274 в "Советская археология. № 1, 1990 г."