Сайт управляется системой uCoz
Суббота, 27.04.2024, 02:50
Портал Нумизматики и Истории Крыма
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории
Мои статьи
Монеты Востока
Античный Крым
Средневековье
Антика
Бонистика
Статистика
Главная » Статьи » Античный Крым

Павсаний. Выдержки о Скифии и Кавказе

ПАВСАНИЙ
Автор сочинения Περιήγησις ‛Ελλάδος в 10 книгах, написанного при Антонинах (V книга, как видно из од-ного ясного упоминания, написана в 173 г.). Обстоятельства жизни автора неизвестны за исключением того, что он сам говорит о своих путешествиях; родиной его была одна из местностей, близких к горе Сипилу в Малой Азии.
Текст: Pausaniae descriptio Graeciae. Recogn. J. Henr. Chr. Schubart, Lips., Teubn., 1875, 2 тома. Лучшее издание: Hitzig-Blümner, Pausaniae Graeciae descriptio, Leipz., 1896—1912. Стереотипное издание: Spiro, Lips., 1903, — много хуже. Очень ценно своим комментарием издание Frazer’а, Pausanias, Description of Greece. Lond., 1898]. {227/454}
ОПИСАНИЕ ЭЛЛАДЫ
(ΠΕΡΙΗΓΗΣΙΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ)
I, 21, 5 ... Здесь (т. е. в святилище Асклепия в Афинах), кроме других даров, посвящен сарматский панцырь. Взглянув на него, можно сказать, что варвары способны к искусствам ничуть не менее эллинов. У савроматов 74 нет железа, ни добываемого ими самими, ни привозного 75; ибо они менее всех местных варваров вступают в сношения с иностранцами. Но они нашли способ восполнить этот недостаток: на копьях у них костяные острия вместо железных, луки и стрелы деревянные, а наконечники стрел также костяные 75; на попавшихся им врагов они накидывают арканы и затем, повернув лошадей, опрокидывают попавшихся в арканы. Панцыри делают они следующим образом: каждый из них держит много лошадей, так как земля их не разделена на участки и ничего не производит, кроме дикой растительности, так как они ведут кочевой образ жизни. Лошадей они употребляют не только для войны, но и приносят в жертву туземным богам и употребляют в пищу 76. Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Кому не случалось еще видеть змеи, тот, наверное, видал еще зеленые сосновые шишки: итак, с бороздками, виднеющимися на сосновой шишке, можно, пожалуй, безошибочно сравнить то, что делается из копыт; эти пластинки они просверливают, сшивают лошадиными и бычачьими жилами и употребляют в качестве панцырей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским 77: они выдерживают даже удары копий и мечей в рукопашном бою.
I, 24, 6. ...Аристей Проконесский говорит в своей поэме, что грипы 78 сражаются за золото с аримаспами, живущими выше исседонов, и что золото, которое стерегут грипы, производит земля; аримаспы, по его словам,— все одноглазые от рождения, а грипы — звери, похожие на львов, но с крыльями и орлиным клювом.
I, 31, 2. В Прасиях 79 есть храм Аполлона: сюда приносятся, говорят, на-{228/455}чатки от гипербореев: гипербореи передают их аримаспам, аримаспы — исседонам, от них скифы привозят их в Синопу, отсюда они несутся эллинами в Прасии, наконец, афиняне перевозят их на Делос; начатки эти спрятаны в пшеничной соломе и никому не известны.
I, 32, 1. Горы у афинян — Пентелик... Парнес... и Гиметт, доставляющий наилучший корм для пчел после Алазонской земли. У алазонов обычно и пчелы отпускаются на луга вместе с другими животными, и их не держат запертыми в ульях.
I, 43,1 ...Я знаю, что, по словам Гесиода в "Каталоге женщин”, Ифигения не умерла, но по воле Артемиды стала Гекатой. Согласно с этим Геродот пишет, что тавры 80, живущие в соседстве со Скифией, приносят потерпевших кораблекрушение в жертву деве 81 и эту деву называют Ифигенией, дочерью Агамемнона.
II, 3, 10. Эвмел говорит, что Гелиос дал Алоею Асопскую область, а Ээту — Эфирскую, и что Ээт перед отъездом в Колхиду поручил свою землю Буну 82...
III, 16, 7. Местность, называемая Лимнеем 83, посвящена Артемиде Ортии. Деревянная ее статуя, говорят,— та самая, которую некогда Орест и Ифигения выкрали из Таврики 84; лакедемоняне говорят, что статуя была привезена в их землю, потому что Орест царствовал и там. И мне кажется, что их предание правдоподобнее афинского 85; в самом деле, на каком основании Ифигения оставила бы статую в Бравроне?... Имя таврической богини по настоящее время остается до такой степени знаменитым, что из-за нее спорят живущие у Эвксинского Понта каппадокийцы; утверждая, что статуя находится у них, спорят также и те лидийцы, у которых есть святилище Артемиды Анеитиды... [В Спарте] за статуей от приносившихся ей в Таврике [человеческих] жертвоприношений оставалось свойство наслаждаться человеческой кровью.
III, 19, 7 ...Из всех храмов, построенных по этой дороге 86, самым древним является святилище Ареса, стоящее на левой стороне дороги; статую, говорят, привезли сюда Диоскуры из Колхиды 87. Ареса называют здесь Теритом от Теро, которая считается кормилицей Ареса. Очень может быть, что название Терита заимствовано от колхов, так как эллины не знают аресовой кормилицы Теро; мне кажется, однако, что прозвание «Терит» [т. е. зверский] дано Аресу не от кормилицы, а потому, что, выступив в бой, нельзя иметь чувства кротости к врагу, подобно тому, как у Гомера сказано об Ахилле: "как лев, о свирепствах лишь мыслит” 88.
III, 19, 11. Я приведу здесь рассказ об Елене, передаваемый, как мне известно, кротонцами и подтверждаемый гимерийцами. Есть в Эвксинском Понте против устьев Истра посвященный Ахиллу остров, называемый Белым (Λευκή) и имеющий в окружности двадцать стадиев; он весь покрыт густым лесом и наполнен дикими и ручными животными; на нем находится храм Ахилла с его статуей. Первым, как рассказывают, посетил этот {229/456} остров кротонец Леоним 89. Дело было так: когда у кротонцев завязалась война с италийскими Локрами и последние по родству с Локрами Опунтскими призывали на помощь в сражениях Аянта, сына Оилеева, то Леоним, предводительствовавший кротонцами, напал на врагов с той стороны, где, как он слышал, стоял пред ними Аянт. Тут он был ранен в грудь и, страдая от раны, прибыл в Дельфы; но пифия послала его на Белый остров, сказав, что там явится ему Аянт и исцелит рану. Впоследствии Леоним, возвратившись с Белого острова исцеленным, рассказывал, что видел Ахилла, Аянта Оилеева и Аянта Теламонова и что с ними были Патрокл и Антилох; что Елена живет с Ахиллом и велела ему (т. е. Леониму] ехать в Гимеру к Стесихору и объявить ему, что он лишился зрения вследствие гнева Елены. Стесихор по этому случаю сочинил "Палинодию”.
III, 24, 7. Между развалинами [города Ласа в Лаконике] есть святилище Афины, по прозвищу Асийской, построенное, по преданию, Полидевком и Кастором по возвращении из Колхиды, ибо у колхов тоже было святилище Афины Асийской. Об участии сыновей Тиндарея в походе Язона я знаю наверное, а о почитании Афины Асийской у колхов 90 пишу на основании сообщения жителей Ласа.
IV, 34, 12. ...В эллинских реках не водятся опасные для людей чудовища, как в Инде и египетском Ниле, кроме того в Рейне, Истре, Евфрате и Фасисе: там водятся животные, чрезвычайно падкие до человеческого мяса, по виду похожие на германских и меандрских сомов за исключением более черного цвета и силы,— в этом сомы им уступают.
IV, 35, 12. ... Геродот, как известно, говорит, что в реку Гипанис впадает источник горькой воды. Как же нам не верить справедливости этого свидетельства, когда и в наше время в тирренской Дикеархии известен теплый источник, до такой степени едкий, что, протекая через свинцовые трубы, в течение немногих лет растворил этот свинец.
V, 7, 7. ...Говорят, что дикая маслина принесена в Элладу Гераклом из земли гипербореев, народа, живущего выше ветра Борея. Ликиец Олен в гимне в честь Ахеи первый сочинил, что Ахея прибыла на остров Делос из земли этих гипербореев. Затем Меланоп Кимейский в песне в честь Опис и Гекаерги говорил, что они прибыли от гипербореев на Делос еще раньше Ахеи. Но Аристей Проконнесский, который также упоминает о гипербореях, может быть, имел о них более подробные сведения от исседонов, о путешествии к которым он говорит в своей поэме.
V, 11, 6. ...Про Геракла рассказывают в то, что он, убив орла, который 'на Кавказе мучил Прометея, и самого Прометея освободил из оков.
VIII, 28, 2. ...Реки Истр, Рейн, Гипанис, Борисфен и вообще такие, которые замерзают в зимнее время, по моему мнению, правильно было бы называть холодными: они текут по землям, большую часть времени покрытым снегом, и самый воздух, их окружающий, наполнен холодом...
VIII, 43, 6. Антонин второй 91 наказал и германцев, самое воинственное и многочисленное из варварских племен в Европе, и народ савроматский, ибо они первые начали войну и обиды. {230/457}
IX, 34, 8. ...Впоследствии, когда возвратился из Колхиды, по одним, сам Фрикс, а по другим — Пресбон, сын Фрикса от дочери Ээта 92, то сыновья Терсандра предоставили Атаманту и его потомкам владеть домом Атаманта, а сами... сделались основателями Галиарта и Коронеи.
X, 5, 7. ...Местная [т. е. дельфийская] уроженка Био 93 (Βοιώ), сочинившая гимн дельфийцам, говорит, что прорицание в [Дельфах] устроили для бога пришельцы из страны гипербореев, Олен и другие; Олен был, по ее словам, и первым прорицателем и первый изобрел гексаметр. Био пишет следующим образом:
Здесь устроили добропамятное прорицалище сыны гипербореев Пагас и дивный Агией.
Перечислив затем остальных гипербореев, поэтесса в конце гимна называет Олена:
И Олен, который был первым пророком Феба
и первый из древних сочинил эпическую песнь.
Категория: Античный Крым | Добавил: coins (25.04.2010)
Просмотров: 1449 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход
Логин:
Пароль:
Поиск
Locations of visitors to this page