Понедельник, 24.04.2017, 12:18
Портал Нумизматики и Истории Крыма
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории
Мои статьи
Монеты Востока
Античный Крым
Средневековье
Антика
Бонистика
Статистика
Главная » Статьи » Монеты Востока

Е. Гончаров "ДВЕ ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИИ СМУТЫ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ"

ДВЕ ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИИ СМУТЫ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ

Е. Гончаров (выдержки из двух работ)

1. НАЧАЛО СМУТЫ

Большинство источников спокойно говорит о смерти Бердибека. Но точной даты в них нет. В Чингиз - наме сообщается, что весть о смерти хана пришла на берега Сыр-Дарьи зимой, а сведения об его болезни приходили с начала осени, когда начался четвертый год его правления. В русских летописях последняя упомянутая дата перед сообщением о смерти Бердибека - 13 ноября 1359 г. Но проверка ее связана с уточнением даты начала ханствования Кульпы.

******

Со смертью Мухаммеда Бердибека, как уже говорилось, прекращается династия прямых потомков Бату. В нижневолжской орде один за другим сменяются ханы, чьи династийные связи остаются тайной, или ведутся от другого сына Джучи, - Шибана. Многие десятилетия, отрезанные от преимуществ, которые давало владычество над черноморо-каспийским регионом, русскими княжествами и средним Поволжьем, они накопили огромный потенциал стремления к власти, к занятию Орды Бату, и, соответственно, получению всех легитимных положений и прав, которыми наделялись владельцы этого главного символа власти над всем Дешт-и Кыпчаком.

Но и на берегах Волги еще сохранялись силы, способные противостоять пришлым ханам и пытаться сохранить престол за второстепенными членами обширной ханской семьи. Такая преемственность выходила из одного раздела Ясы Чингиз-хана, который толковался и приноравливался каждым искателем "белой кошмы" согласно своим взглядам. " Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших, меньший же  сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, - из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака". При обширности ханских гаремов, установить (после смерти законных наследников по прямой линии), кто имеет преимущество перед другим, столь же желающим, занимать ханский престол, было невозможно. Не помогала здесь и введенная Узбеком наследственная передача трона: традиционное правило мусульманских династий противоречило Ясе. Т.е. при отсутствии какого-либо волевого начала в решении "Кому править в Орде", законность претендента не определялась.

В Ак-орде носительница такой воли была. Уже упомянутая нами Тай-тоглы бегим вступила в последний период своей жизни.

КУЛПА И НАУРУЗ. 760 - 761г.х. (1358 - 1360 гг. )

«А Кулпа седе на царство…» - так русская летопись сообщила о смене хана в Орде, после смерти Бердибека. Что бы выяснить относительную дату этого события и изложить последующие, я вынужден кратко осветить сообщения летописей.

Обратимся к разбору сведений Рогожского летописца. «В лето 6867 ...» (которое началось в марте 1359 г. / 04.760 г.Х.) зимой русские князья отправились в Орду. Далее следует дата 13 ноября - смерть Вел. кн. Ивана Ивановича. Следом: «Того же лета Бердибек царь умер, а Кулпа сел на царство и царствовал 5 месяцев и убит был от Науруза... И по Кулпе сел на царство царь Науруз и к нему пришли все князья русские». В следующем абзаце повторяются сведения о смене власти в Орде и прибавляется сообщение о передаче великого княжения суздальскому князю. Получается, что князья пошли в Орду, но Иван Иванович умер не выходя за пределы княжества. Остальные шли, прихватив 9-летнего Дмитрия, значительно больше полугода. Какие сведения здесь перепутаны местами? Почему никто из князей ни в одной летописи не пошел за ярлыком к Кульпе? В «Летописи Авраамки» в статье того же года другая хронологическая последовательность. Сначала умер Великий князь, потом все князья пошли в Орду. К какому хану?

Последние монеты Бердибека датируются 760 г.Х., который закончился, по современному стилю, 22 ноября 1359 г. (6867 с.м.). Князья пошли зимой, но эта зима  длится с ноября 1359 по март 1360 гг. Пришли князья уже к Наурузу. При этом успел в течении 5 месяцев поправить Кульпа. См. табл.

 6867 с.м.1359 н.э.760 г.х..
ноябрьжжжжжжжжжжжжжжжжж
декабрьжжжжжжжжжжжж761 жжж
январьжжжжжж1360 жжжжжжжж
февральжжжжжжжжжжжжжжжжж
март6868 жжжжжжжжжжжжжж
апрельжжжжжжжжжжжжжжжжж
майжжжжжжжжжжжжжжжжж
июньжжжжжжжжжжжжжжжжж

ж ­- 5 дней, кроме строк с годами - в них месяц полностью.

Что бы был понятнее ход дальнейших рассуждений, приведем чуть более позднее сообщение. Дмитрий Константинович пришел во Владимир, занимать престол 22 июня 1360 г.(в июле по совр. стилю). Предположим, что с Нижней Волги до стольного града он доехал за 1,5 месяца. Выехал он около середины мая, но ВЕСНОЙ ТОГО ЖЕ ГОДА ОРДА ЗАХВАТЫВАЕТСЯ ХЫЗРОМ. Т.е. процедура оформления ярлыка Дмитрию Суздальскому на Великое княжение началась при Наурузе, а закончилась (была подтверждена) при Хызре. Монеты Науруза встречаются немногим реже монет Кульпы. Еще есть фактор дороги - это скорость прохода информации и перемещение по ней. Почему князья поехали зимой - потому что не было осенней и весенней распутицы. Прибытие к хану за ярлыком всегда происходило только спустя несколько месяцев после его «инаугурации».

В связи с изложенными выше сведениями я реконструирую события рубежа 760/761 гг.Х. следующим образом. В сентябре умирает Бердибек и на ордынский престол Тай-Тоглы хатунь сажает Кульпу. После получения этого известия на Руси, начинается подготовка и выжидание зимнего пути для следования в Орду за ярлыками. В ноябре умирает в.к. Иван Московский и его наследником выступает сын Дмитрий. В сопровождении Андрея и Дмитрия суздальских он едет зимой за ярлыком к Кульпе. Приблизительно в феврале они прибывают в ставку, но в течении последнего месяца там произошел переворот и их встретил новый хан - Науруз, за которым все так же стоит фигура Тай-Тоглы. С согласия хана Владимир переходит Дмитрию Константиновичу, а другие князья едут назад. В апреле/ мае в Поволжье вторгается Хызр-хан; он подтверждает ярлык Науруза и Дмитрий отбывает на Русь, придя во Владимир 22.06.1360 г. Именно это вторжение  в Ак-Орду описано в русских хрониках:«… мнози цари побеени быша и царицы, и царевичи, и рядцы (простые, рядовые граждане - Е.Г.и ссекоша межи себе».

2. МАМАЙ.

На исторической сцене этот герой появляется летом 1361 г.  во время смуты, возникшей после убийства хана Хызра. На четвертый день престол был занят сыном последнего - Тимур-Ходжой, который правил, по разным источникам, от 1 недели до 1 месяца и недели. В эти дни и происходит «исход» Мамая «на горную сторону Волги», т.е. на правый берег. Вместе с ним ушли Орда, все царицы,   некоторые, оставшиеся в живых, потомки Узбека, среди которых  был  «царевич» `Абдаллах.

 Далее и сам  Мамай, и его спутники исчезают из поля зрения летописцев до осени 1362 г. Второй раз он появляется во время битвы между ханами Мюридом, правившим в Гюлистане, и Кильдибеком, захватившим Сарай ал-Джедид. В  сражении последний был разбит и погиб, но за ним находились войска Мамая и Абдаллаха, с которыми сразу же пришлось  биться победившей армии Мюрида. (Никон. лет. говорит о набеге, «изгоне»). По Рогожскому летописцу удалось относительно точно датировать это событие.

Статья в этой хронике «В лето 6870 …» выдерживает четкую внутреннюю хронологию. Сначала идут два сообщения, начинающиеся со слов «Тое же зимы …», потом два «Того же лета …», за ними сообщение об освящении церкви в Новгороде 1 сентября. За этой датой три опять «Того же лета …», а следом «на зиме», т.е. в зиму, поздней осенью и уже за ним - три записи снова зимних, из них последнее датировано 25 января (мартовский стиль). Сведения о столкновениях Мюрида, Кильдибека и Мамая помещены среди трех, записанных после 1 сентября. Кильдибек, по нумизматическим данным, правил в 762-63 гг. Х., которые приходится на период с 11 Ноября 1360 г. по 20 Октября 1362 г. Т.е. война произошла в сентябре-октябре 1362 г.

В 764 г.Х. в Сарае ал-Джедид была выпущена небольшая эмиссия денег от имени Абдаллаха и более крупные эмиссии денгов и, что особенно важно, пулов от имени хана Хайр-Пулада. В том же году в большом количестве чеканились медные и серебряные монеты в г. Азак. На новосарайских и азакских монетах Абдаллах носит официальные титулы «хан» и «султан».  Исходя из пропорции встречаемости монет (перечисленных ханов), факта появления денгов Абдаллаха и присутствия на них его титулов, события 764 г. Х.,  реконструируются мной следующим образом.

 В осенней битве предыдущего года Мамай разбивает Мюрида и захватывает города Сарай ал-Джедид и Азак, оставшиеся, после смерти Кильдибека, без правителя. В столичном городе, ханом поднимают Абдаллаха. О воцарении Абдаллаха именно в 764 г. Х. можно сделать вывод и из летописей. В Рогожском летописце он сначала называется «царевичем», а с 6781 г. (с Марта 1363 по Март 1364 гг.) включавшего более 9 месяцев 764 г. Х., - носит титул «царь». Пребывание нового хана и его покровителя в столице длится очень не долго, за это время  успевает выйти только небольшая партия денегов, а чеканка медных монет так и не реализуется. Зато более продолжительный срок чеканятся медный и серебряный номиналы от имени Хайр-Пулада, который вытеснил мамайцев из Сарая ал-Джедид (трудно предположить, что темник и хан добровольно оставили ключевой политический и экономический город государства). От имени изгнанного из Сарая султана продолжают обильно выпускаться денежные знаки в Азаке. Именно с ухода Мамая в Подонье центральный район Улуса Джучиева распадается на три основные части. В западной (от Волги) половине, с центром в Азаке, а потом в Орде, «серым кардиналом» правит Мамай. Восточную северную часть,  в излучине Волги, со столицей в Гюлистане занимает Мюрид. Восточную южную - Хайр-Пулад. Граница между западным и восточными уделами изначально проходило, по-видимому, по междуречью Волги и Дона, но в ближайшее время эта часть вошла в государство Мамая и только Волга разделяла враждующих потомков Бату и Шибана.

В 762 г.Х. Азаке бились денги от имени Ордумелика, а в 763 г. - Кильдибека. В Поволжье  эти ханы занимали только  Сарай ал-Джедид, так как Гюлистан был во власти Мюрида. Т.е. Азак до 764 г. (включая Абдаллаха) находился в подчинении ханам, занимавшем Сарай.  Эти города были связаны между собой прекрасной и хорошо известной, в то время, дорогой. Именно ей мог воспользоваться Мамай с Ордой при обоих уходах на Запад, т.к. другой путь - через переволоку между Волгой и Доном, был закрыт Гюлистаном и Ордой Мюрида.

С чем связан сепаратизм Мамая? Основная причина - стремление к власти, - неоднократно упоминалась историками. Но его одного было мало, -  для реализации амбиций необходимо было родственное право, верная армия и личный авторитет.  Мамай уже в правление Бердибека был очень близок к ханскому двору, - об этот свидетельствует его брак с дочерью хана - Ханум. Когда Мамай получил в командование «тьму» и получил такое влияние на двор, что во время Смуты сумел увести Орду, гарем и пр. - неизвестно. Произойти это могло только после казни Хызром беклярибека Товлубия, самого могущественного лица при дворе последних Батувичей (за исключением Тай-Тоглы хатуни (Тайдулы).

С приходом на Волгу «царя заяицкого» Хызра, в Ак-Орде водворилась, как известно, другая ветвь  Джучидов, потомков Шибана - брата Бату. Кроме Хызра к ней относились Тимур-Ходжа, Мюрид и Ордумелик. В этой ситуации Мамай выступил как приверженец старой, легитимной в Западном Дешт-и      Кипчаке, династии. Он спас женщин этого рода, что было особенно контрастно после убийства Хызром старой хатуни Тай-Тоглы, бывшей еще женой Узбека.  Он сделал царем потомка Бату и Узбека - Абдаллаха. То есть, в данном контексте, «плохие» шибановичи  захватили территории «старшего брата», поэтому батувичи (ослабленные междоусобицей и отсутствием прямых наследников) вынуждены были «подвинуться» и, с поддержкой Мамая, обосноваться в западной части своих бывших владений. Пока Хызр удерживал всю территорию, этого сделать было нельзя. Но после его смерти, план «спасения царевича» получил реализацию. Некоторое время понадобилось темнику для накопления сил и выжидания подходящего момента. Тем более, Кильдибек  был сыном Джанибека и имел самые законные права на Орду. Правда, по утверждению всех хроник, под его именем скрывался некий самозванец. При столкновении «батувича» Кильдибека и шибановича Мюрида, ожидаемый момент настал. Что делал Мамай с армией за спиной Кильдибека, - спешил ему на помощь или ожидал любого ослабленного победителя?

 Уход темника именно на правый берег Волги то же не мог произойти без основательных причин. Территория Дешт-и Кипчака была разделена на «или», которым управлял эмир или бек, во времена крайнего ослабления центральной власти каждый из них становился полновластным правителем в своей земле. Из источников мы знаем о захвате Мохши «князем» Тагаем, Булгара - Булак-Тимуром, Хаджи-Тархана - Черкес-беком. В Хорезме начали править шейхи из Кунграда. Только для земель к западу от Волги (Подонье, Крым, Сев. Кавказ и др.) у нас нет сведений об иных правителях, кроме Мамая. Основным городом «замыкавшим» весь этот регион был Азак. В связи с этим гипотеза об управлении Мамаем этим городом и его районом, в эпоху Бердибека, выглядит более чем допустимой. Тогда и его уход именно в те земли является обоснованным,  т.к. там он имел политический вес и сторонников.

Как бы то ни было, - носители  крови Узбека в его стане были, и один из них занял Орду своих предков.

    

Категория: Монеты Востока | Добавил: coins (25.10.2012)
Просмотров: 1058 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход

Поиск
Locations of visitors to this page